1.  KC прогноз: Мемориал Гашимова - до 13-00
    UAPA-4 New! | «Die Schwalbe 2013-14» New!

Шахматные задачки

Тема в разделе "Мастерская", создана пользователем Серый, 11 окт 2011.

  1. TopicStarter Overlay

    Серый Сергей

    • Участник
    Рег.:
    14.09.2007
    Сообщения:
    524
    Симпатии:
    6
    Репутация:
    0
    Адрес:
    Пересвет, Россия
    Оффлайн
    Наткнулся на нешахматном форуме на одну шахматную задачку. Поначалу подумал, бред, а потом заинтересовался.
    Пока не решил, но уже на пути к победе. Итак:

    На поле g4 - неизвестная фигура (Не надо кричать, что это чёрный король!).
    Вопрос:
    Ход черных. Какая фигура стоит на g4? Могут ли черные рокироваться?
  2. DMalish Учаcтник

    • Участник
    Рег.:
    12.09.2010
    Сообщения:
    1.249
    Симпатии:
    47
    Репутация:
    2
    Адрес:
    Севастополь
    Оффлайн
    Это ретрозадача. Слон на а2 явно превращенный...
  3. escapist Учаcтник

    • Участник
    Рег.:
    20.10.2010
    Сообщения:
    51
    Симпатии:
    10
    Репутация:
    0
    Оффлайн
    последний ход белых: 0-0-0. поэтому понятно, что на g4 хотя бы не слон и не ферзь...
  4. escapist Учаcтник

    • Участник
    Рег.:
    20.10.2010
    Сообщения:
    51
    Симпатии:
    10
    Репутация:
    0
    Оффлайн
    а учитывая, что белый король только что стоял на е1, то трудно представить, что на g4 могла как-то пролезть через все эти белые пешки превращенная ладья.
    выходит, это все-таки конь?
  5. аван Учаcтник

    • Участник
    Рег.:
    08.11.2010
    Сообщения:
    1.570
    Симпатии:
    118
    Репутация:
    2
    Адрес:
    Украина
    Оффлайн
    А слон на а2 - превращен из пешки, съевшей пять фигур - е7:d6:c5:b4:a3-a2:b1.
    Значит у белых подевалась куда-то фигура и пешка.
    На g4 может быть конь или ладья, причем ладья должна быть превращенной.
    Но по рисунку позиции для превращение еще одной пешки нужно побить не меньше трех фигур (а у белых оставалось две) или король должен был отойти (но последний ход белых 0-0-0)
    Вывод: на g4 стоит конь
    Вопрос про рокировку более сложен...
    Слон с1 был взят на месте. Клубок фигур на королевском фланге собрался следующим образом: сначала слон забрался на h2, потом белые сыграли g3 и перевели слона на g2, потом черные завели ферзя на g2 и коня на f1.
    Ладья h1 тоже была взята на месте, т.к. белый король не мог ходить
    Значит пешка е у белых превращалась, а поскольку все фигуры черных на доске, она взяла пешки f и g.
    Но баланс фигур все равно не сходится! У белых 7 пешек на доске и 3 фигуры, слон с1 и ладья h1 погибли на месте, пешка е7 съела 5 фигур, включая превращенную, 10+5+2=17!
    Не понимаю...
  6. escapist Учаcтник

    • Участник
    Рег.:
    20.10.2010
    Сообщения:
    51
    Симпатии:
    10
    Репутация:
    0
    Оффлайн
    вот и я о том же...
  7. Zayats Без определенного статуса

    • Ветеран
    Рег.:
    08.01.2007
    Сообщения:
    1.834
    Симпатии:
    708
    Репутация:
    77
    Оффлайн
    Что значит подевались? Разве слон не погиб смертью храбрых на с1? А ладья h1 почила в бозе на одном из пяти полей королевского фланга (обеспечивая белым длинную рокировку), а не на диагонали d6-a3. Или, напр., сейчас стоит на g4 (тогда последний ход - Лg4). В любом случае черная пешка могла съесть лишь четыре белые единицы, значит, позиция нелегальна.
  8. аван Учаcтник

    • Участник
    Рег.:
    08.11.2010
    Сообщения:
    1.570
    Симпатии:
    118
    Репутация:
    2
    Адрес:
    Украина
    Оффлайн
    Ладья не может сейчас стоять на g4, т.к. в этом случае белый король двигался и рокировка невозможна.
  9. MS Михаил Семионенков

    • Команда форума
    Рег.:
    10.02.2006
    Сообщения:
    5.727
    Симпатии:
    1.204
    Репутация:
    101
    Онлайн
    Согласен. Нелегал.
  10. Zayats Без определенного статуса

    • Ветеран
    Рег.:
    08.01.2007
    Сообщения:
    1.834
    Симпатии:
    708
    Репутация:
    77
    Оффлайн
    Может. Как и любая другая белая фигура. И именно эта белая фигура пошла последним ходом на g4, рокировка тогда ни при чем. Проблема, что баланс не сходится, черная пешка дошла до а2 и уже съела весь белый материал - некого на b1 подставить. Если слон с1 не погиб бы на исходном поле, позиция развязывалась бы элементарно.

    P.S. Пешка "е" не обязана забирать черные пешки, а может забрать фигуру и отдаться на d6. Черная фигура может быть превращенной, скажем, пешка "g" съела ладью на h2, и затем превратилась не в ладью, выбралась, Ch2 - g3 и т.д. Значит, у черных две ненужные пешки остаются. А вот у белых - недосдача в одну фигуру.
  11. Zayats Без определенного статуса

    • Ветеран
    Рег.:
    08.01.2007
    Сообщения:
    1.834
    Симпатии:
    708
    Репутация:
    77
    Оффлайн
    to аван: Лучше добавить новый пост, чем корректировать старый по существу, иначе дискуссия выглядит странно.
  12. AlekseyVishnyakov Учаcтник

    • Участник
    Рег.:
    29.04.2009
    Сообщения:
    468
    Симпатии:
    4
    Репутация:
    0
    Адрес:
    Зимний Барог, Псковская обл
    Оффлайн
    белую ладью можно выпустить. черная пешка доходит до h3, ее съедает белая пешка, выпуская ладью через g1. Пешка h2 попадает на g3, съедая черного слона из начального комплекта, а черного слона h2 можно получить из пешки g, прошедшей до g1 по прямой. Тогда черная пешка е7 съела белую ладью, ферзя, коня, пешку d (скорее то, во что она превратилась, тогда рокировать черные не могут), и коня b1. Теперь допустим, что последний ход белых 0-0-0. Ход черных перед ним Са2. За белых можно предложть только hg, так как король и ладья не ходили до рокировки. И тогда черный слон, который стоял на g1, не успевает на h2. То есть решение с выходом ладьи тоже не получается.
  13. Zayats Без определенного статуса

    • Ветеран
    Рег.:
    08.01.2007
    Сообщения:
    1.834
    Симпатии:
    708
    Репутация:
    77
    Оффлайн
    Да, верно - двойное взятие выпускает ладью.



    Легальность этой позиции несомненна, правда, пешка "е" была проведена по линии е или f, т.е. она должна была сбить черного короля. 1...Фg2 2.hg Ch2 3.0-0-0. На g4 не может стоять черная пешка, т.к. она была проведена в слона. Любопытно, что черные слоны закончили свои пути на полях g3 и b3. Превращенные слоны продолжают блюсти симметрию.

    P.S. Для полноты картины - слон с1 был съеден конем или ферзем (после ab, конечно).
  14. аван Учаcтник

    • Участник
    Рег.:
    08.11.2010
    Сообщения:
    1.570
    Симпатии:
    118
    Репутация:
    2
    Адрес:
    Украина
    Оффлайн
    Очень интересно, но слишком много фигур черные отдают
    Чтобы получить их из пешек, нужны дополнительные взятия, которых и так не хватает
  15. Zayats Без определенного статуса

    • Ветеран
    Рег.:
    08.01.2007
    Сообщения:
    1.834
    Симпатии:
    708
    Репутация:
    77
    Оффлайн
    То есть как много? Слона на b3 (его уже давно отдали), слона на g3 (в моем варианте белые забирают его на втором ходу). Вот, собственно, и все. Пешку на h3 еще отдали. Про пешку "f" мы ничего не знаем, может ее белая пешка съела на пути к превращению, может - так погибла. Белые-то явно больше отдали.
  16. AlekseyVishnyakov Учаcтник

    • Участник
    Рег.:
    29.04.2009
    Сообщения:
    468
    Симпатии:
    4
    Репутация:
    0
    Адрес:
    Зимний Барог, Псковская обл
    Оффлайн
    точно. я два хода не смог сосчитать :wall:
  17. аван Учаcтник

    • Участник
    Рег.:
    08.11.2010
    Сообщения:
    1.570
    Симпатии:
    118
    Репутация:
    2
    Адрес:
    Украина
    Оффлайн
    А откуда появился слон на g1? Он не может быть превращенным, т.к. белые должны были еще что-то отдать за прохождение пешки.
  18. AlekseyVishnyakov Учаcтник

    • Участник
    Рег.:
    29.04.2009
    Сообщения:
    468
    Симпатии:
    4
    Репутация:
    0
    Адрес:
    Зимний Барог, Псковская обл
    Оффлайн
    после gh черная пешка прямо идет до ж1, не забирая никаках фигур
  19. аван Учаcтник

    • Участник
    Рег.:
    08.11.2010
    Сообщения:
    1.570
    Симпатии:
    118
    Репутация:
    2
    Адрес:
    Украина
    Оффлайн
    Хорошо, допустим
    Тогда так
    Черная пешка с е7 должна была съесть 5 фигур
    3 фигуры и 7 пешек у белых на доске, Конь и ферзь сами прибежали к пешке, конь b1 и слон с1 съедены на месте, ладья выскочила через линию g и прибежала к пешке, но чтобы отдать еще одну фигуру, белым надо провести пешку е. Она съела пешку f, пешку g съесть не могла, т.к. та пробежала по линии g и превратилась в слона. Но чтобы превратиться, белая пешка должна была пройти через f7, откуда шахует короля. Черный король был под шахом, значит черные не могут рокировать.
  20. vasa Опытный перворазрядник

    • Команда форума
    Рег.:
    13.02.2006
    Сообщения:
    23.416
    Симпатии:
    4.640
    Репутация:
    227
    Адрес:
    Ростов-на-Дону
    Онлайн
  21. vasa Опытный перворазрядник

    • Команда форума
    Рег.:
    13.02.2006
    Сообщения:
    23.416
    Симпатии:
    4.640
    Репутация:
    227
    Адрес:
    Ростов-на-Дону
    Онлайн
    DMalish, не плодите однотипные темы - vasa
  22. Baron Учаcтник

    • Участник
    Рег.:
    08.02.2008
    Сообщения:
    2.272
    Симпатии:
    191
    Репутация:
    10
    Оффлайн
    Мне неясно, что отдали белые на поле е6, белопольный то жив. На ф6 белые отдали видимо одну из ладей. А вот если бы вторую ладью на е6! Мой вариант - невидимая белая ладья находится где-то под пешкой е6 (либо ф6) :)
  23. AlekseyVishnyakov Учаcтник

    • Участник
    Рег.:
    29.04.2009
    Сообщения:
    468
    Симпатии:
    4
    Репутация:
    0
    Адрес:
    Зимний Барог, Псковская обл
    Оффлайн
    Димасик - очередной клон танкера?
  24. аван Учаcтник

    • Участник
    Рег.:
    08.11.2010
    Сообщения:
    1.570
    Симпатии:
    118
    Репутация:
    2
    Адрес:
    Украина
    Оффлайн
    Очевидно, что последний ход был e5:d6(e.p.) если g2-g3+ или g2:h3+, то нелегален слон h1
    Тогда в ретронотации предыдущая игра выглядит так: 1.e5:d6+ d7-d5 2.e4-e5+
    Позиция до этого:

    На g6 и а6 взяты две белых ладьи, т.к. слон чернопольный, и там не могли быть превращенные фигуры, т.к. все белые пешки на доске.
    Пешка на е4 может быть только родом с с2 - иначе нелегальна структура на королевском фланге. Значит у белых 4 взятия пешками.
    Баланс черных фигур: 7 пешек + 5 фигур на доске, 3 фигуры было взято пешками, пешка h погибла на h3.
    Но баланс не сходится, т.к. черный слон погиб на f8.
  25. Baron Учаcтник

    • Участник
    Рег.:
    08.02.2008
    Сообщения:
    2.272
    Симпатии:
    191
    Репутация:
    10
    Оффлайн
    Нет, я реально не вижу как белые черные передвинули пешку д7 на е6. Я вижу только такой фантастический сценарий - две ладью белых отдают себя на е6 и ф6, освобождая тем самым черных слонов. Далее слоны встают под пешки ш2 где-нибудь на ж5 и ш7. Белые ставят ЛАдью на ш8 и потом ставят ее на ш7, чтобы черные поставили свою ладью на ш8. То есть ладья м.б. на ш7.
  26. аван Учаcтник

    • Участник
    Рег.:
    08.11.2010
    Сообщения:
    1.570
    Симпатии:
    118
    Репутация:
    2
    Адрес:
    Украина
    Оффлайн
    Не может такого быть, т.к. черная ладья не сдвигалась с полей h8 и h7.
  27. Baron Учаcтник

    • Участник
    Рег.:
    08.02.2008
    Сообщения:
    2.272
    Симпатии:
    191
    Репутация:
    10
    Оффлайн
    Почему не сдвигалась? Можно пойти Кж8-е7, чтобы освободить ладье поля по 8 линии. И тем самым дать возможность белым превратить пешку в ладью на ш8.
  28. аван Учаcтник

    • Участник
    Рег.:
    08.11.2010
    Сообщения:
    1.570
    Симпатии:
    118
    Репутация:
    2
    Адрес:
    Украина
    Оффлайн
    Согласен
    Тогда это и есть решение :)
  29. TopicStarter Overlay

    Серый Сергей

    • Участник
    Рег.:
    14.09.2007
    Сообщения:
    524
    Симпатии:
    6
    Репутация:
    0
    Адрес:
    Пересвет, Россия
    Оффлайн
    Эта позиция тоже легальна.

    На b3 мог съесть и конь. Вообще, я тоже пришёл к выводу, что Ch2 - превращённый, иначе у белых не хватит фигур для марш-броска пешки e7 на вертикаль a. Но вот дальше дело не идёт. В зависимости от того, кто был съеден на b3, на g4 может быть либо чёрный слон, либо конь, либо... ничего. Последний вариант тоже, похоже, возможен. Комментарии с первоисточника:
    Задал уточняющий вопрос там же. С рокировкой тоже не ясно: пешка с e7 могла побить на f8 без шаха и затем отдаться на a3, скажем.
  30. AlekseyVishnyakov Учаcтник

    • Участник
    Рег.:
    29.04.2009
    Сообщения:
    468
    Симпатии:
    4
    Репутация:
    0
    Адрес:
    Зимний Барог, Псковская обл
    Оффлайн
    позиция со слоном на ж4 легальна, но длинная рокировка белых невозможна.

    пешка не может побить на ф8 без шаха, ибо ей нечего съесть. Оба коня на доске, ладьи и ферзь тоже, чернопольный слон нужен для отдачи на ж3. Пешку е придется провести через ф8, взяв на ф6 по дороге (можно и через е8, конечно) в любом случае черный король должен покинуть начальное поле
  31. Zayats Без определенного статуса

    • Ветеран
    Рег.:
    08.01.2007
    Сообщения:
    1.834
    Симпатии:
    708
    Репутация:
    77
    Оффлайн
    Слон не может стоять на g4, тогда ретропат. Посмотрите мой вариант - третий ход. Пешка "е" могла взять пешку "f" (больше забирать некого, пройти пешка не могла) где угодно от f3 до f7. Не на f8. Если на g4 ничего не стоит, тогда, конечно, черные вправе делать рокировку (белая пешка взяла черную фигуру на линии d или на линии g и превратилась).
  32. TopicStarter Overlay

    Серый Сергей

    • Участник
    Рег.:
    14.09.2007
    Сообщения:
    524
    Симпатии:
    6
    Репутация:
    0
    Адрес:
    Пересвет, Россия
    Оффлайн
    Да, на счёт слона я погорячился. Правда не может. Однако, конь на доске всё же один. Так что взятие на f8 без шаха возможно. Я уточнил условие - на g4 может ничего не стоять, "если Вы это докажете".
    То есть нельзя исходить из того, что на g4 что-то стоит и поэтому утверждение, что пешке нечего есть на f8 не верно. Как вариант: на b3 отдался белопольник, на g3 - либо конь, либо чернопольник, на f8 - оставшаяся фигура.
  33. аван Учаcтник

    • Участник
    Рег.:
    08.11.2010
    Сообщения:
    1.570
    Симпатии:
    118
    Репутация:
    2
    Адрес:
    Украина
    Оффлайн
    Это невозможно, у черных не хватает фигур для этого
    На доске два слона, два коня (на g4 не может быть слон), ферзь, обе ладьи, то есть все фигуры
    Пешка прошла к полю превращения по линии е или по линии f, в любом случае она должна была столкнуть черного короля - значит рокировка невозможна.
  34. Zubilo Учаcтник

    • Участник
    Рег.:
    18.09.2007
    Сообщения:
    160
    Симпатии:
    48
    Репутация:
    6
    Оффлайн
    Решение такое:

    Пешка е7 съедает по очереди - ферзя, слона (превращенного е2-е4-е5-е6:f7-f8C), ладью (выпущенную с h1), коня (а3), коня (b1C)

    Ладья выпускается так: пешка h7-h5-h4-h3, gh, Лh1-g1-g3...,
    Превращается слон g7-g5-g4-g3-g2-g1C,
    Чернопольный слон идет на g3, hg и коробочка закрылась
    На b3 отдается белопольный слон

    Дальше всё просто.

    Ответ. На g4 - черный конь, рокировка для чёрных невозможна, т.к. белая пешка проходила через f7 и король должен был уходить.

    Вариант, что на g4 нет ничего и рокировка возможна по видимому не авторский.
  35. MS Михаил Семионенков

    • Команда форума
    Рег.:
    10.02.2006
    Сообщения:
    5.727
    Симпатии:
    1.204
    Репутация:
    101
    Онлайн
    Превратить, кажется, можно в любую фигуру, как на е8, так и на эф8 (кроме белопольного слона). И не вижу, что подсказывает, что пешка эф погибла именно от белой пешки.

Поделиться этой страницей