Наш взгляд на шахматные книги

Discussion in 'Мастерская' started by Sib-botan, 25 Feb 2013.

  1. TopicStarter Overlay

    Sib-botan Учаcтник

    • Участник
    Member Since:
    04.09.2010
    Message Count:
    389
    Likes Received:
    191
    Репутация:
    9
    Оффлайн
    Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в шахматное королевство (2000)
    Журавлев Н. Шахматы шаг за шагом (2012)
    Майзелис И. Шахматы. Самоучитель для начинающих (2016)
    Панов В. Первая книга шахматиста (1964)
    Левенфиш Г. Книга начинающего шахматиста (1959) – сейчас он выступает под псевдонимом Калиниченко
    Авербах Ю., Котов А., Юдович М. Шахматная школа (2005)
    Альбурт Л. Тренировка шахматиста (2017)
    Бронзик В., Терехин А. Стратегические приемы (2015)
    Вукович В. Учебник шахматной атаки (2015)
    Гельфер И. Стратегия победы (2008)
    Голенищев В. Программа подготовки шахматистов IV и III разрядов
    Голенищев В. Программа подготовки шахматистов II разряда
    Липницкий И. Вопросы современной шахматной теории (2007)
    Лисицин Г. Стратегия и тактика шахмат (2017)
    Нанн Дж. Понимание миттельшпиля (2016)
    Нанн Дж. Секреты практических шахмат (2009)
    Народицкий Д. Мастерство игры в эндшпиле (2016)
    Народицкий Д. Мастерство позиционной игры (2016)
    Несиц Г. Энциклопедия размена (2003)
    Нимцович А. Моя система (2003)
    Огард Я. Атака в шахматной партии (2014-2016)
    Панченко А. Теория и практика миттельшпиля (2014)
    Панченко А. Теория и практика шахматных окончаний (2013)
    Пожарский В. Шахматный учебник в этюдах (2005)
    Романовский П. Миттельшпиль. Комбинации и план в шахматной партии (2013)
    Славин И. Учебник-задачник шахмат (1997-2007)
    Чехов В, Архипов С., Комляков П. Программа подготовки шахматистов 4-2 разрядов (2007)
    Шахматная академия. 24 лекции / Под ред. Ю. Авербаха (2002)

    Бейм В. Шахматная тактика. Техника расчета (2012)
    Гельфанд Б. Принятие позиционных решений в шахматах (2016)
    Голенищев В. Программа подготовки шахматистов I разряда
    Гулиев С. Идея в шахматной партии (2012)
    Дворецкий М., Юсупов А. Школа будущих чемпионов. Методы шахматного обучения.
    Каспаров Г. К. ВП, МВП, МШП.
    Мазья А. Учебник шахматных комбинаций (2003)
    Марин М. Учитесь у шахматных легенд (2010)
    Сакаев К. Учебник шахматной стратегии (2015)
    Чехов В, Комляков П. Программа подготовки шахматистов I-ксм (2008)
    Шерешевский М. Моя методика. От разрядника к гроссмейстеру (2017)
    Франко З. Тесты по стратегии и тактике (2012)

    Алаторцев В. Взаимодействие фигур и пешек в шахматной партии (1956)
    Бронштейн Д. Международный турнир гроссмейстеров (1983)
    Зак В. Пути совершенствования (1988)
    Злотник Б. Типовые позиции миттельшпиля (1986)
    Каспарян Г. Шахматные этюды. Доминация. (1972)
    Котов А. Шахматное наследие Алехина. (1982)
    Мацукевич А. Принцип ограничения (1982)
    Турнир звезд. Монреаль-79 (1979)
    Ботвинник М. Аналитические и критические работы (1984-1987)
    Разуваев Ю, Мурахвери В. Акиба Рубинштейн (1980)
    Фишер Р. Мои 60 памятных партий (1972)
    Ларсен Б. 50 избранных партий (1972) или современное издание – 122 партии (2017)
    Карпов А. Сто победных партий (1984) – думаю, что это лучшая книга Карпова
    Корчной В. Мои 55 побед белыми (черными) (2004)
    Тарраш З. 300 шахматных партий (1988)
    Среди авторов, шахматных журналистов, пишущих о шахматной истории, вне конкуренции Г. Сосонко. Его книги: «Давид седьмой», «Мои показания», «Диалоги с шахматным Нострадамусом», «Я знал Капабланку», «Тогда», «Удар пегаса». Кроме того мне нравятся книги С. Воронкова «15 первых чемпионатом СССР» (2010). А также его замечательная книга «Федор Богатырчук. Доктор Живаго советских шахмат» (2013)
    Я не силен в дебютных монографиях. Возможно, среди них есть шедевры. Хотя выделю книги Ильи Одесского – написаны очень живым языком, а также, конечно, Шипов С. Еж. Хищники на шахматной доске (2005). Анализ дебютных справочников и монографий требует более высокой квалификации, чем у меня. Но уверен, что «книги на все времена», вроде Миттельшпиля Романовского или Цюриха-53, среди них нет. Анализы устаревают, мощность движка растет.
  2. Dom_Perignon Учаcтник

    • Участник
    Member Since:
    14.12.2022
    Message Count:
    821
    Likes Received:
    1.458
    Репутация:
    56
    Оффлайн

    Признаться я и сам хотел уходить. Оставайтесь с Монсоро. Новогодние и Рождественские каникулы завершились. Пора учить детей ставить мат ферзем.

    Лишний раз убедился, что взрослых переучивать бесполезно, они и так все знают.
    Vladruss and Asperger like this.
  3. Drinkenman Учаcтник

    • Участник
    Member Since:
    25.07.2020
    Message Count:
    500
    Likes Received:
    325
    Репутация:
    3
    Оффлайн
    Далеко не всегда. Бывает, что очень нужно показать результат, иначе клиент уйдет
  4. Alexandr_L куркуль

    • Заслуженный
    • Ветеран
    • Старожил
    Member Since:
    25.09.2009
    Message Count:
    14.062
    Likes Received:
    8.161
    Репутация:
    119
    Оффлайн
    можно сбавить цену, заманить скидкой, скоро китайский новый год..
  5. Аджосси Новичок

    • Новичок
    Member Since:
    04.01.2023
    Message Count:
    62
    Likes Received:
    89
    Репутация:
    6
    Оффлайн
    Кстати, хотел бы поблагодарить Горанфло за замечательную рекомендацию: двухтомник Каселаса. Более блестящей работы я ещё не видел. Почти все примеры - это позиционные шедевры. Более того, раздел "Ваш ход" - это тот же метод с закладкой. Комментарии у автора блестящие. Горанфло обещает +200 пунктов к рейтингу после тщательного изучения, и я с ним согласен.
  6. Drinkenman Учаcтник

    • Участник
    Member Since:
    25.07.2020
    Message Count:
    500
    Likes Received:
    325
    Репутация:
    3
    Оффлайн
    Ну тут каждому свое. Я за дешевле работать не планирую. Более того, насильно к себе никого не тащу
    —- добавлено: 10 Jan 2023, опубликовано: 10 Jan 2023 —-
    Родителей ученика попросил купить для дитя, для самостоятельного изучения. На второй день после покупки книги потерялись )))
  7. Монсоро Заслуженный

    • Заслуженный
    • Ветеран
    Member Since:
    07.05.2017
    Message Count:
    35.219
    Likes Received:
    65.145
    Репутация:
    1.835
    Оффлайн
    Уверен, что почти все перворазрядники понимают, что для выхода на гроссмейстерские рубежи необходимо приложить поистине титанические усилия.
    Просто эти усилия можно было бы направить в другое русло. На выходе единицы из гроссмейстеров становятся очень успешными людьми. В топ выходят единицы из них.
    К 50-ти годам стать интернет-тренером. Не всем ведь дан талант комментатора уровня С. Шипова или П. Свидлера. Сейчас плюнь в экран – попадешь в объявление «даю по скайпу уроки шахмат».
    Если бы свою усидчивость, свою работоспособность, трудолюбие, способность к глубокому анализу, феноменальную память и другие достоинства они приложили бы в других областях, то уверен, что многие из них достигли бы в жизни гораздо большего, чем скликать по просторам интернета учеников. На донатах и тех копейках за шахматные уроки не построишь палат каменных.
    Нужно уж очень любить шахматы, чтобы на выходе давать лишь шахматные уроки и переписывать показания движка в шахматных «книгах».
    А усилия, приложенные для достижения такой цели, просто запредельные. Трудно даже представить тот объем работы, который проделан уважаемыми гроссмейстерами…
  8. Asperger в 5-ом Диагностическом руководстве отсутствует

    • Участник
    • Заблокирован
    Member Since:
    13.11.2020
    Message Count:
    1.170
    Likes Received:
    1.851
    Репутация:
    48
    Нарушения:
    62
    Оффлайн
    kozel64a and Монсоро like this.
  9. Drinkenman Учаcтник

    • Участник
    Member Since:
    25.07.2020
    Message Count:
    500
    Likes Received:
    325
    Репутация:
    3
    Оффлайн
    На самом деле, к хорошим тренерам то очередь выстраивается, причем не за 2000 в час. Даже объявлений не нужно, я таких знаю
    Родители готовы платить по 5000 в час, чтобы ребенок работал именно у этого тренера. И это далеко не всегда ГМ. Просто ученики у этих тренеров показывают отличные результаты
    —- добавлено: 10 Jan 2023 —-
    Это да.
    —- добавлено: 10 Jan 2023, опубликовано: 10 Jan 2023 —-
    Без любви к шахматам вообще никуда, это правда. Кстати АК правду написал, работать с начинающими - это лучший способ заработка для тренера, потому что их родители считают, что дитя - гений. И многие платят. я вот не могу с начинающими работать, у меня глаз дергается
  10. Монсоро Заслуженный

    • Заслуженный
    • Ветеран
    Member Since:
    07.05.2017
    Message Count:
    35.219
    Likes Received:
    65.145
    Репутация:
    1.835
    Оффлайн
    Для сравнения захудалый адвокат за 20 минут составил исковое заявление в суд или возражение на судебный приказ мирового судьи и получил в разы больше за это время... и в юности он не просиживал многими часами за анализами "черной серии" или не переписывал сотнями партии из информаторов.
  11. Drinkenman Учаcтник

    • Участник
    Member Since:
    25.07.2020
    Message Count:
    500
    Likes Received:
    325
    Репутация:
    3
    Оффлайн
    "Кто на кого учился"
    —- добавлено: 10 Jan 2023, опубликовано: 10 Jan 2023 —-
    Монсоро, тут ведь еще другая сторона есть. мне очень нравится то, что я делаю. Не сам процесс занятий, а когда ученики добиваются высоких для них результатов. Для меня это дорогого стоит
  12. Alexandr_L куркуль

    • Заслуженный
    • Ветеран
    • Старожил
    Member Since:
    25.09.2009
    Message Count:
    14.062
    Likes Received:
    8.161
    Репутация:
    119
    Оффлайн
    5000 за час платить? что за чушь, богатые как правило умеют деньги считать..
  13. Монсоро Заслуженный

    • Заслуженный
    • Ветеран
    Member Since:
    07.05.2017
    Message Count:
    35.219
    Likes Received:
    65.145
    Репутация:
    1.835
    Оффлайн
    Я говорю лишь о гроссмейстерах, об их усилиях...
    Drinkenman likes this.
  14. Монсоро Заслуженный

    • Заслуженный
    • Ветеран
    Member Since:
    07.05.2017
    Message Count:
    35.219
    Likes Received:
    65.145
    Репутация:
    1.835
    Оффлайн
    Усилия несравнимые...
    5 лет бить баклуши на юрфаке, например. И 5-10 часов кропотливых ежедневных занятий, чтобы покорилась эта самая гроссмейстерская норма.
  15. Монсоро Заслуженный

    • Заслуженный
    • Ветеран
    Member Since:
    07.05.2017
    Message Count:
    35.219
    Likes Received:
    65.145
    Репутация:
    1.835
    Оффлайн
    Вот мнение гроссмейстера Шипова.
    "Гроссмейстер действительно может много "нового" и важного сказать и объяснить, чего вы не найдёте в большинстве книг.
    Но верно и то, что никакого смысла в этих тратах нет!
    Ибо кандидату все эти гроссмейстерские премудрости ни к чему".
  16. Drinkenman Учаcтник

    • Участник
    Member Since:
    25.07.2020
    Message Count:
    500
    Likes Received:
    325
    Репутация:
    3
    Оффлайн
    а если кандидат расти хочет? )
    —- добавлено: 10 Jan 2023, опубликовано: 10 Jan 2023 —-
    Это же в любом спорте так. ГМ=МСМК
    —- добавлено: 10 Jan 2023 —-
    Выполнили высшую норму, карьера спортивная закончилась - стали тренером. Понятно, что шахматы - далеко не самый высокооплачиваемый вид спорта. Аудитории нет такой, как у футбола. и не будет
  17. Монсоро Заслуженный

    • Заслуженный
    • Ветеран
    Member Since:
    07.05.2017
    Message Count:
    35.219
    Likes Received:
    65.145
    Репутация:
    1.835
    Оффлайн
    Не всякий кандидат поймет эти "премудрости".
    Я, например, занимался недавно с тренером-партнером - ММ. В силу своей ограниченности, закостенелости и тупости многие вещи не понимал, что пытается 50-летнему дяде втолковать этот студент...честно. Мы играли почти ежедневно "длинные" партии с записью. И потом анализировали их. Давольно долго занимался. "Вырос" с 1 разряда до кмс...и все...запал пропал.:D
    Мотивация исчезла.
    Alexandr_L likes this.
  18. aslyamov Новичок

    • Новичок
    Member Since:
    09.04.2017
    Message Count:
    47
    Likes Received:
    42
    Репутация:
    4
    Оффлайн
    Хороший двухтомник, купил его и двухтомник Аудеветеринга. Начал с Аудеветеринга и не пошло, а вот Каселас пошел очень легко и с удовольствием.
    Генрих and Монсоро like this.
  19. Drinkenman Учаcтник

    • Участник
    Member Since:
    25.07.2020
    Message Count:
    500
    Likes Received:
    325
    Репутация:
    3
    Оффлайн
    Это возраст. Дети совсем по другому информацию воспринимают
    —- добавлено: 10 Jan 2023, опубликовано: 10 Jan 2023 —-
    Когда ребенок выполняет КМС, радости обычно намного больше, и хочется расти дальше.
  20. Монсоро Заслуженный

    • Заслуженный
    • Ветеран
    Member Since:
    07.05.2017
    Message Count:
    35.219
    Likes Received:
    65.145
    Репутация:
    1.835
    Оффлайн
    Вот и я об этом.
    Стоят ли эти усилия того, чтобы под занавес считать копейки потом?
  21. Монсоро Заслуженный

    • Заслуженный
    • Ветеран
    Member Since:
    07.05.2017
    Message Count:
    35.219
    Likes Received:
    65.145
    Репутация:
    1.835
    Оффлайн
    Из кандидатов мастерами становятся единицы, а уж гроссмейстерами сотые доли процента, если не меньше.
    Хотеть то хотят, но дальше, они заканчивают школу, поступают в институт...девочки, мальчики. И не до шахмат.
  22. Аджосси Новичок

    • Новичок
    Member Since:
    04.01.2023
    Message Count:
    62
    Likes Received:
    89
    Репутация:
    6
    Оффлайн
    Аудеветеринг мне по беглому обзору тоже не понравился. Я глянул его рейтинг Фиде - 2200. Я понимаю, что хороший тренер не обязан быть хорошим игроком, но всё же...
    Что хорошо у Каселаса, так это то, что у него все примеры - учебные шедевры, поэтому и читается он с огромным удовольствием.
    Вы, конечно, правы на все 100% в том, что касается заработка... Но есть такие безумцы, которые любят шахматы. И зарабатывать игрой или тренерством для них - одно удовольствие. Как говорится, найди себе дело по душе - и тебе никогда не придется работать.
  23. Монсоро Заслуженный

    • Заслуженный
    • Ветеран
    Member Since:
    07.05.2017
    Message Count:
    35.219
    Likes Received:
    65.145
    Репутация:
    1.835
    Оффлайн
    Прав коллега с ником "Шахматы - это диагноз".:D
  24. Монсоро Заслуженный

    • Заслуженный
    • Ветеран
    Member Since:
    07.05.2017
    Message Count:
    35.219
    Likes Received:
    65.145
    Репутация:
    1.835
    Оффлайн
    Я вот не уверен, что для МГ объяснять первокласнику взятие на проходе - удовольствие.:D
    Генрих and Drinkenman like this.
  25. Asperger в 5-ом Диагностическом руководстве отсутствует

    • Участник
    • Заблокирован
    Member Since:
    13.11.2020
    Message Count:
    1.170
    Likes Received:
    1.851
    Репутация:
    48
    Нарушения:
    62
    Оффлайн
    Kalvados and Монсоро like this.
  26. Alexandr_L куркуль

    • Заслуженный
    • Ветеран
    • Старожил
    Member Since:
    25.09.2009
    Message Count:
    14.062
    Likes Received:
    8.161
    Репутация:
    119
    Оффлайн
    какая разница? деньги есть деньги, копеечка к копеечки, гляди уж и мильон
  27. aslyamov Новичок

    • Новичок
    Member Since:
    09.04.2017
    Message Count:
    47
    Likes Received:
    42
    Репутация:
    4
    Оффлайн
    Согласен по поводу Каселаса, я пока только на середине первой книги, но уже чувствую что стал чаще задумываться над своими партиями, пытаясь улучшить свои фигуры. Я например раньше не задумывался, что ставя слона на b2 например, полезно менять второго слона на коня c6, из-за контроля диагонали. Или что прежде чем вскрывать линию, можно сдвоить/строить тяжелые фигуры по линии. В общем книгу, которую можно смело рекомендовать.

    Из последнего мне еще понравилась книга Davorin Kuljasevic "How to Study Chess on Your Own", для игроков без личного тренера может быть полезной. Практические советы, как выстроить свой план, на что обратить внимание шахматистам разного уровня с большим количеством примеров и личным опытом.
    Генрих likes this.
  28. Аджосси Новичок

    • Новичок
    Member Since:
    04.01.2023
    Message Count:
    62
    Likes Received:
    89
    Репутация:
    6
    Оффлайн
    Соглашусь с тем, что преподавать шахматы - такое себе удовольствие. Гораздо интереснее зарабатывать игрой, но это и сложнее. Кстати, для любителей, как мне видится, возможностей зарабатывать игрой не меньше, чем для титулованных гроссмейстеров. Есть много таких турниров, например, чемпионат мира среди любителей, выиграть который потенциально может каждый из читающих этот топик.
  29. Монсоро Заслуженный

    • Заслуженный
    • Ветеран
    Member Since:
    07.05.2017
    Message Count:
    35.219
    Likes Received:
    65.145
    Репутация:
    1.835
    Оффлайн
    Долго собирать...вместо мильона скорее лишь гривенник будет.
    Vladruss likes this.
  30. Монсоро Заслуженный

    • Заслуженный
    • Ветеран
    Member Since:
    07.05.2017
    Message Count:
    35.219
    Likes Received:
    65.145
    Репутация:
    1.835
    Оффлайн
    Это где ж такие призовые?
  31. Asperger в 5-ом Диагностическом руководстве отсутствует

    • Участник
    • Заблокирован
    Member Since:
    13.11.2020
    Message Count:
    1.170
    Likes Received:
    1.851
    Репутация:
    48
    Нарушения:
    62
    Оффлайн
    это уже в тему Бирюкова надо!
  32. Alexandr_L куркуль

    • Заслуженный
    • Ветеран
    • Старожил
    Member Since:
    25.09.2009
    Message Count:
    14.062
    Likes Received:
    8.161
    Репутация:
    119
    Оффлайн
    а где Периньон? в покер играет? флеш роял собирает..
  33. Asperger в 5-ом Диагностическом руководстве отсутствует

    • Участник
    • Заблокирован
    Member Since:
    13.11.2020
    Message Count:
    1.170
    Likes Received:
    1.851
    Репутация:
    48
    Нарушения:
    62
    Оффлайн
    троллить уважаемого гроссмейстера у вас ещё получалось, а между собой слишком толсто, скоро передерётесь...
  34. Аджосси Новичок

    • Новичок
    Member Since:
    04.01.2023
    Message Count:
    62
    Likes Received:
    89
    Репутация:
    6
    Оффлайн
    Да вот недавно проходил турнир на Мальте. Первое место - 2000 евро.
    Не такие уж и большие деньги, да...
  35. Alexandr_L куркуль

    • Заслуженный
    • Ветеран
    • Старожил
    Member Since:
    25.09.2009
    Message Count:
    14.062
    Likes Received:
    8.161
    Репутация:
    119
    Оффлайн
    ушел чтоль опять? что уж какой обидчивый
  36. Аджосси Новичок

    • Новичок
    Member Since:
    04.01.2023
    Message Count:
    62
    Likes Received:
    89
    Репутация:
    6
    Оффлайн
    Книга выглядит воистину интересной... Питаю надежду, что кто-то перевел ее на русский. Возможно ли?

Share This Page